Мой сайт

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Декабрь » 26 » Проектирование корпусной мебели
21:34
 

Проектирование корпусной мебели

Огромные социальные преобразования, произошедшие в нашей стране привели к тому, что нарушилось информационное поле, разорвались связи между наукой и производством. Такие организации, как институт мебели (ВПКТИМ), институт повышения квалификации минлеспрома СССР (ИПК), являющиеся своеобразной «кузницей кадров», перестали существовать. ГОСТы отменили, а заменяющие их регламенты ещё не утверждены.

Производители оказались предоставленными сами себе. Кроме того, в мебельную промышленность пришли специалисты из других отраслей, не имеющих опыта разработки проектно-конструкторской документации мебельных изделий. Постепенно утрачивается профессиональный язык. Поэтому появилась объективная необходимость привлечь внимание молодых проектировщиков к проблемам профессионального подхода к проектированию, поделиться опытом многолетней работы в стенах Института мебели в качестве руководителя проектного подразделения.

Проектирование любого изделия начинается с изучения ситуации, требований заказчика, возможностей производства, существующих технологий и применяемых мебельных материалов и фурнитуры.

Необходимо придерживаться принципа — «заказчик всегда прав», но, приходя к нам со своим мнением, он должен уходить с нашим. И это верно. С одной стороны, фантазии заказчика подчас бывают необузданны и необоснованны, с другой — заказчик не всегда реально понимает, что ему надо, не знает возможностей производства, не представляет себе стоимость разработки и т.д. Поэтому задача специалистов — донести до заказчика реальную ситуацию. Найти оптимальное решение для удовлетворения взаимных интересов.

Наиболее верное решение этой проблемы — это применение системы Станиславского — вживание в образ, в данном случае в ситуацию.

Проектировщик должен разыграть мизансцену в каждой ситуации. Представить, как ведёт себя человек в том или ином помещении, какие жизненные процессы происходят в нём, какие изделия мебели или их функции могут обеспечить эти процессы. Ведь каждая ситуация (процесс) должна быть обеспечена или изделием мебели, или одной из его функций. Например, для хранения одежды или любых других предметов нужны хранилища (шкафы, тумбы, комоды и т.д.), для работы и приема пищи нужны различные горизонтальные плоскости (столы, откидные доски и т.д.).

Поскольку основным объектом проектирования является корпусная мебель, то речь пойдет именно о ней.

Представленная статья опирается на данные ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики), ВПКТИМ (Всероссийский проектно-конструкторский и технологический институт мебели), ЦНИИЭП жилища (Центральный НИИ экспериментального проектирования жилища) и многолетний опыт практической работы автора в качестве дизайнера по мебели.

Корпусная мебель — это изделия, корпус (внутренний объём) которых образуется сочленением вертикальных и горизонтальных поверхностей. Поверхности могут быть плоскими (различные плитные материалы) и рельефными (рамочно-филенчатая конструкция). Изделия могут иметь различные двери (фасады) и задние стенки или не иметь их, тогда эти изделия называют стеллажами.

По своей конструкции изделия корпусной мебели делятся на отдельно стоящие и универсально-сборные. Отдельно стоящие изделия — это самодостаточные изделия, которые могут существовать в помещении отдельно, или компоноваться изделиями в различные композиции, в том числе и в так называемые «мебельные стенки» (рис. 1).

Преимущество отдельно стоящих изделий состоит в возможности перекомпоновки композиций, а также в возможности перемещения мебели в пространстве помещения. Недостаток — в увеличенном расходе материалов за счёт сдвоенных боковых и горизонтальных стенок. Как правило, отдельно стоящие предметы корпусной мебели используются в больших по площади помещениях, где каждое изделие несёт на себе самостоятельную функциональную и эстетическую нагрузку.

Универсально-сборная мебель (УСМ) — это мебель, собираемая из отдельных элементов — вертикальных и горизонтальных щитовых элементов, которые набираются как «шашлык» на воображаемую ось. Изделия могут увеличиваться как по горизонтали так и по вертикали (рис. 2).

Преимущество универсально-сборной мебели в экономии материала за счет отсутствия соединенных стенок смежных изделий.

Недостаток — в сложности сборки этой мебели и отсутствии возможности перекомпоновки и перемещения мебели в пространстве помещения.

Однако, при организации производства и реализации розничной торговле запасных элементов определенной модели в значительном временном диапазоне, приобретение недостающих элементов позволит перекомпоновать мебель. Например, приобретя дополнительную вертикальную стенку, можно из существующей компоновки вычленить отдельное изделие (рис. 3).

Изделия отдельно стоящей мебели по конструкции корпуса делятся на неразборные (на шипах или на шкантах с клеем) и разборные (например, со стяжками различных видов), а также на изделия с вертикальными проходными стенками, горизонтальными проходными стенками или имеющими комбинированную конструкцию (рис. 4).

Кроме того, изделия могут иметь двери различной конструкции — сплошные (глухие), рамочно-филёнчатые, с прозрачными и полупрозрачными (стеклянными) филёнками или вовсе не иметь дверей.

По своему размещению на фасаде относительно вертикальных или горизонтальных стенок корпуса двери делятся на вкладные, накладные и «полунакладные» (рис. 5).

Для того, чтобы грамотно спроектировать изделие мебели, любой проектировщик (дизайнер, конструктор, программист) безусловно должен знать функциональные размеры различной мебели, основанные на антропометрических данных человека. В нашей стране эти данные определяются стандартами (ГОСТами) на функциональные размеры мебели различных видов.

Антропометрические данные различных стран значительно отличаются друг от друга, что, естественно, отражается на размерах изделий.

Если в странах Центральной и Средней Европы средний рост женщины не превышает 160 см, то в Северной Америке, Великобритании и Скандинавии приближается к 170 см. Отсюда, например, возникает разница в высоте горизонтальной рабочей плоскости, которая в странах Средней и Южной Европы колеблется в пределах 80-85 см, а в Англии превышает 90 см.

Необходимо отметить также разницу не только в абсолютных размерах человеческого тела, но и в основных пропорциях, в численных соотношениях размеров голова — туловище — ноги.

В пределах одной страны так-же наблюдаются существенные колебания в пропорциях, но основной характер отношений сохраняется. Наиболее значительно выражена разница в пропорциях тела различных человеческих рас, которые имеют даже иной характер изменчивости признаков. Поэтому при создании комфорта в жилище следует пользоваться антропометрическими данными каждой страны. В этой и последующих статьях используются данные, взятые из публикаций ВНИИТЭ и ВПКТИМ.

Пространство, нужное человеку при различных положениях тела, зависит как от его размеров, так и от размеров и формы окружающего оборудования (рис. 6 – 9). Поэтому проектирование изделий должно всегда опираться на знание разработчиком антропометрических данных и размеров предметов и устройств, используемых человеком в быту.

Одной из главных задач, вытекающих из тенденций развития современного жилища, является создание оптимальных условий для работы и отдыха.

Она решается в двух плоскостях. Первая — установление перечня оборудования, которое необходимо для организации в жилище предметной среды, полноценно удовлетворяющей потребностям человека; вторая — определение оптимальных габаритов этого оборудования и величины пространства для его эффективного и удобного использования в помещении.

Исследование процессов, которые выполняются в доме с давних времён и тех, которые появились в связи с развитием новых форм быта и созданием новой техники — работа с компьютером, обустройство домашних кинотеатров, домашние занятия спортом и т. д., помогает установить перечень вещей, необходимых в современной квартире.

Характер функциональных процессов в жилище, последовательность операций, затрачиваемое время, усилия, затрачиваемые в процессе совершения различных работ, определяют требования, которые предъявляются к системе «человек-оборудование», образующейся в прроцессе выполнения общего действия. Габариты изделий, пространство, необходимое для пользования этим оборудованием, уточняются при помощи данных эргономики на основе необходимости создания максимальных удобств при его эксплуатации и минимальных затрат на это времени и сил.

Функциональный процесс объединяет группу предметов, при взаимодействии с человеком образующих функциональные зоны, которые в свою очередь, являются теми элементами, из которых формируется любое жилище.

Корпусная мебель является основой организации функциональных зон, присущих каждой современной квартире:

  • входная зона — прихожая;
  • зона отдыха — гостиная;
  • зона сангигиены — ванная комната;
  • зона хранения продуктов и приготовления пищи — кухня;
  • зона принятия пищи — столовая;
  • зона умственной работы (учёбы, чтения и т.д.) — кабинет;
  • зона сна — спальня;
  • зона детских и подростковых игр и занятий — детская комната.

Причём само наличие этих зон в подавляющем большинстве случаев не зависит от числа помещений в квартире и их размера. Они обязательно существуют и в перенаселённой однокомнатной квартире, и, тем более, в пентхаусах или загодных коттеджах.

Каждая из этих зон обладает характерными особенностями, предъявляющими многочисленные специфические требования к их меблировке, о которых и пойдёт речь в следующей статье.

Источник: Мебельное Обозрение

Просмотров: 1663 | Добавил: sherand | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz